2018

Закон запруды

Начало было положено полтора месяца назад.
Смотрю на ровное небо с растяжкой: от горящего желтого к космическому синему. Это тот момент, когда звезды уже начинают проявляться и ты оказываешься в красивых голивудских фильмах про космос, где на небе три луны, ворох неизвестных планет и неземная гравитация, которая держит всю эту фантасмагорию!

Эта работа очень долгая, процесс растянулся…в голове вертится слово, из детства — «запруда».

Еще в начале 20-го века Теодор Липпс сформировал и описал явление, которое назвал «Закон запруды». В соответствии с законом, в месте психологической запруды происходит выброс нервной энергии, и, либо повышается активность процесса и силы, либо находится другой обходной путь. Таким образом, Липпс доказал, что трудности или сложности на пути – это движущая сила, которая позволяет человеку решать нерешаемые задачи.


2018, 60х80 см, акварельная бумага, акрил, гуашь, пастель сухая.
Для англосаксонского мышления, сценарий преодоления трудностей считается нормой, но мы воспринимаем неудачи очень болезненно. Трудности – это всего лишь кусочек процесса, который заставляет нас учиться, меняться (хитрый инструмент эволюции, чтобы все живое училось). Значит, мы (люди) можем и должны учиться на своих ошибках (вопреки классическому изречению).

Тем временем, эскиз с пламенным небом дождался бодрого старта. Я искренне уверен, что сила в простоте, но не в той примитивной простоте от незнания и неумения, а от процесса, опыта, анализа и изучения. И сам же попался! Начав реализовывать эскиз на большом размере, я испугался простоты: добавлял детали, закрашивал и снова нагромождал работу элементами. Еще несколько вечеров я высматривал на вечернем небе такой же чистый градиент, делал новые зарисовки. Работа стоит уже несколько недель. Она меня то волнует, то раздражает, то я ищу что исправить. Чтобы отвлечься, погружаюсь в работу по дизайну. А вообще, зачем мне эта работа и почему она меня начинает так задевать и раздражать? Но это же чистая волна, от солнечного и огненного к чистому космическому пространству! Это путь, который мы мечтали проделать с самых древних времен! Мне, как живому существу, нужны препятствия на этом пути, чтобы их преодолевать!!! Я думаю, жертвенность в культуре имеет неточную трактовку.
В моих работах последние два года активно используются золото, серебро и бронза. Сейчас, я точно знаю почему и зачем: этника и металические текстуры тесно связаны.
Моё желание посмотреть ближе и представить ход мыслей далеких культур, существующих до достижений сегодняшней цивилизации. Услышать космический диалог цвета. Золото и серебро – это лучи света, дорога, связывающая землю и что-то очень неизмеримое, конечно бесконечное…как космос. Именно пучок света передает нам информацию… взрыв звезды, который произошел миллионы лет назад приходит к нам письмом в виде сияния. Небесный градиент, как чистая единица информации.

Растяжка цвета с разрывающими пучками серебряного древнего света. В этой работе много деталей: частичек и точек, росчерков, примитивных геометрических форм (круги, треугольники). Они борются, мелькают, суетятся. Простое воссоздает тотальное, массовое. Наверное, этот подход к графике можно сравнить с научным желанием разобрать всё на крупицы, чтобы попытаться понять мироздание с иного ракурса, как-бы изнутри. Материя состоит из множества маленьких деталей, процессов, а мы (человечество) создаем сверхсрочную машину, которая бомбардирует быстрыми атомами… В то время, как в каждую единицу времени эти частицы воссоединяются в целостное полотно заоблачного градиента.

То ли я разрушил запруду, то ли нашел обходной путь.